ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Административная деятельность (публичное управление) как один из видов властно-публичной деятельности осуществляется органами публичного управления. К числу указанных органов согласно общепринятому в науке административного права подходу к пониманию предмета административного права следует относить органы исполнительной власти, иные органы государственного управления, не входящие в систему органов исполнительной власти, в том числе государственные учреждения, наделенные внешними властно-публичными полномочиями, а также исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления[1]. В литературе упомянутые органы называют также "административными органами"[2]. Одним из важнейших признаков органа публичной администрации выступает наличие у него организационной структуры, включающей в себя государственные (муниципальные) должности, замещаемые государственными (муниципальными) служащими, ряд которых наделяются публично-властными полномочиями, в том числе внешнего характера, и вправе действовать от имени указанного органа, представлять его в отношениях с другими органами, организациями и физическими лицами. Указанные государственные и муниципальные служащие, действующие от имени органов публичной администрации и наделенные правом совершения от их имени властных юридически значимых действий, именуются в науке административного права должностными лицами (публичными должностными лицами)[3]. Для России на современном этапе развития актуальным является вопрос обеспечения принципа законности в деятельности органов государственной власти. Конституция Российской Федерации[4] содержит норму о том, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Т.Я. Хабриева справедливо отмечает, что Конституция только тогда на деле является ядром законности, когда ее принципы и нормы воплощаются в действиях всех их адресатов. Однако особенность правореализации в данном случае заключается как раз в составе субъектов, призванных проводить Конституцию в жизнь. Т.Д. Зражевская справедливо отмечает, что "сущность механизма реализации конституционного законодательства в достижении поставленных целей и определяет его как совокупность политико-правовых средств согласования характера организации власти с уровнем общественного развития в интересах реализации потребностей народа (населения) применительно к конкретным условиям, которые позволяют решить закрепленные в законе цели. Целью реализации принципа законности в деятельности органов государственной власти является строгое и неукоснительное соблюдение ими действующего законодательства"[5]. Объектом исследования по данной теме выступают общественные отношения, возникающие в связи с реализацией законности в деятельности государственной администрации. Предметом исследования выступили источники административного права в их системе. Целью исследования является обобщение знаний характеризующих законность в деятельности государственной администрации, выявление проблем и выработке путей их решения. Для достижения указанной цели были определены следующие задачи: определить понятие законности в государственном управлении и способы ее обеспечения; определить понятие государственного контроля и надзора; исследовать государственный контроль за деятельностью государственной администрации; выявить особенности надзора за законностью государственной администрации; рассмотреть порядок обжалования действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц. В ходе исследования использовались общенаучные методы познания: диалектический, логический, системный и другие. Специфика темы исследования потребовала обращения, в частности, к таким методам, как-формально-юридический и сравнительно-правовой. Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых как, А.М. Тарасов, С.В. Ярковой, А.А. Шевелева, М.Н. Марченко, М.Р. Мамий, П.И. Кононов, Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов и др. Нормативную базу составили действующие нормативные правовые акты, в том числе международные акты, Конституция Российской Федерации, административное законодательство и иные акты. Структура работы: содержание; введение; основная часть (две главы); заключение; список использованной литературы.
[1] Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. - М., 2010. - С. 51; Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. - М., 2009. - С. 68 - 71; Кононов П.И. Административное право России: Научно-практический курс. - М., 2011. - С. 9, 51 - 52. [2] Административное право России / Под ред. П.И. Кононова, И.Ш. Килясханова, В.Я. Кикотя. - М., 2011. - С. 130 - 131. [3] Агапов А.Б. Административное право: Учебник. - М., 2009. - С. 92 - 95; Аникитин А.А. Административно-правовой статус должностных лиц: Автореф. дис. ... к.ю.н. - М., 2009. - С. 7. [4] Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. федер. констит. закона от 30 декабря 2008 г. от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. - № 4. - Ст. 445. [5] Зражевский А.Д., Стародубцева И.А. Конституционный уровень механизма реализации принципа законности в деятельности органов государственной власти // Конституционное и муниципальное право. - 2012. - N 8. - С. 21 - 24.
|