ВВЕДЕНИЕ При понимании и практическом применении правил подведомственности арбитражным судам следует исходить из современных тенденций развития гражданской юрисдикции, отражающей становление системы арбитражных судов в качестве органов судебной власти в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений (связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью), разрешаются различными органами гражданской юрисдикции: во-первых, государственными органами судебной власти - в основном арбитражными судами, а также судами общей юрисдикции; во-вторых, государственными органами исполнительной власти, в основном в предварительном внесудебном порядке, например налоговыми органами; в-третьих, в частноправовом порядке: в согласительном порядке сторонами, а также третейскими судами, международными коммерческими арбитражами как органами частноправового применения. В АПК РФ[1] при сохранении отдельных спорных и смежных вопросов подведомственности окончательно сформировалось понимание основного критерия подведомственности как характера спорного правоотношения и содержания спора (дела) - связан либо нет предмет спора с предпринимательской или иной экономической деятельностью. Критерий субъектного состава хотя и остался, но отошел постепенно на второй план, тем самым обеспечивая специализацию каждого из судов гражданской юрисдикции.
[1] Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - N 30. - Ст. 3012.
|