ВВЕДЕНИЕ Система интеллектуальной собственности долгое время не была объектом объективного и критического анализа. Этому способствовало и то, что в международных договорах в области интеллектуальной собственности, как и в национальном законодательстве, явно не сформулированы фундаментальные принципы этой системы, хотя некоторые их элементы установлены. Долгое время результаты интеллектуальной творческой деятельности не были чьей-либо собственностью, т.е. в современном представлении они являлись общественным достоянием. Другими словами, любые результаты интеллектуальной деятельности могли использоваться другими лицами без каких-либо ограничений, хотя авторство на результаты творческой деятельности во многих странах признавалось. Собственность на результаты творческой деятельности стала признаваться с XV в. Венецианская республика - крупнейшая морская и торговая держава того времени - первой сделала результаты творческой деятельности товаром. Другими словами, стали признаваться права собственности на результаты творческой деятельности. Впоследствии такое право собственности было установлено и в других странах. Так возникла система интеллектуальной собственности. В рамках подотрасли «право интеллектуальной собственности»[1] выделяется правовой институт авторского права и смежных прав. Объектом исследования являются институт авторского права и смежных прав как подотрасли права интеллектуальной собственности. Предметом исследования являются законодательство Российской Федерации, двухсторонние и многосторонние международные договоры, признанные Российской Федерацией, определяющие правовую основу института авторского права и смежных прав. Цели и задачи исследования. Цель работы заключается в комплексном исследовании правового регулирования авторского права и смежных прав как института права интеллектуальной собственности. В соответствии с целью работы ставится ряд исследовательских задач: рассмотреть авторские и смежные права в системе интеллектуальной собственности; выявить сферу действия авторских и смежных прав; изучить законодательство об охране авторских и смежных прав; выявить общие положения авторского права; охарактеризовать права, смежные с авторскими. Теоретической основой исследования явились результаты научных исследований современных ученых юристов в гражданского права, в частности: О.А. Крашенинников, А. Рузакова, И.А. Свечникова, С.А. Судариков и др. Методологическую основу исследования составил комплекс методов научного познания, в частности диалектико-материалистический метод, частнонаучные методы исторического, системного, логического анализа, сравнительного правоведения и комплексного решения задач. Нормативную базу исследования составили международные правовые акты, Конституция Российской Федерации,[2] Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ),[3] федеральные законы Российской Федерации и иные нормативные акты. Структура работы: содержание; введение; основная часть (две главы); заключение; список использованной литературы.
[1]Сергеевеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, 2009. - С. 20. [2] Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. федер. констит. закона от 30 декабря 2008 г. от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. - № 4. - Ст. 445. [3] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. - № 32. – Ст. 3301.; Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ. Часть четвертая // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 52 (часть I). - Ст. 5496.
|