ВВЕДЕНИЕ Права потребителя защищаются различными правовыми актами, в основе которых лежат Конституция Российской Федерации,[1] Гражданский кодекс Российской Федерации (далее -ГК РФ)[2] и Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»,[3] нормы этих законов конкретизируются в специальных правовых актах, регламентирующих конкретные области договорно-правовых отношений с участием потребителей, в частности постановлениями Правительства РФ. Независимо от конкретной формы договора потребитель имеет право на: - надлежащую информацию об исполнителе услуг, об изготовителе, продавце; - надлежащее качество услуг, работы, товара; - восстановление нарушенных прав; - безопасность услуг, работы, товара; - компенсацию вреда, причиненного вследствие недостатков товара; - компенсацию морального вреда; - судебную защиту согласно ст. ст. 4, 7, 8, 9, 10, 14, 15 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей».[4] В судебной практике мировых судей наиболее часты рассмотрения дел, связанных с защитой прав потребителей. В п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»[5] разъясняется, что законодательство о защите прав потребителей регулирует взаимоотношения между гражданином, приобретающим товар либо услугу для личных целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, с одной стороны, и организацией или индивидуальным предпринимателем, выполняющим работы или услуги по возмездному договору, - с другой. Суды не вправе руководствоваться законодательством о защите прав потребителей при разрешении споров между гражданами, вступающими в договорные отношения между собой, либо в случае приобретения гражданином товара или услуг для предпринимательской деятельности. Объектом исследования являются правоотношения, возникающие при применении института защиты прав потребителей. Предметом исследования является прав потребителей и их защита. Целью исследования является правовое регулирование прав потребителей и их защиты. Для достижения целей исследования необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть право на информацию об исполнителе и о работах (услугах); - выявить особенности заключения публичного договора о выполнении работ (оказании услуг); - дать характеристику права на безопасность работы (услуги); - определить право на получение работы (услуги) надлежащего качества; - рассмотреть право заказчика работы (услуги) отказаться от исполнения договора; - изучить судебную защиту прав потребителей; - проанализировать недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя; - охарактеризовать компенсацию морального вреда; - рассмотреть государственную защиту прав потребителей; - изучить полномочия органов по защите прав потребителей при местной администрации; - рассмотреть общественная защита прав потребителей. Методологической основой исследования является диалектический метод познания социально-правовых явлений, а также системно-структурный, сравнительно-правовой, логико-теоретический, исторический и другие частнонаучные методы. Теоретическую основу исследования составили научные труды ведущих специалистов в областизащиты прав потребителей, а также других отраслей права: В.В. Витрянский, Е.А. Суханов, М.В. Кратенко, Ю.Я. Макаров, Л.В. Санникова, В. В. Семенихин, М.Ю. Челышев и других известных ученых. Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ),[6] Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», федеральные законы Российской Федерации и иные нормативные акты. Структура работы: содержание; введение; основная часть (две главы); заключение; список использованной литературы.
[1] Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. федер. констит. закона от 30 декабря 2008 г. от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. - № 4. - Ст. 445. [2] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. - № 32 – Ст. 3301. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - № 5 – Ст. 410. [3] Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» // Российская газета. - 1992. – 7 апреля. [4] Макаров Ю.Я. Доказательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей: учебное пособие. / Ю.Я. Макаров. - М.: Проспект, 2010. – С. 18. [5] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» // Российская газета. 1994. - № 230. [6] Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - № 46. – Ст. 4532.
|