ВВЕДЕНИЕ Термин «ноу-хау» был впервые использован в 1916 г. в деле «Дизенд против Брауна» и с тех пор широко применяется во всем мире. Его буквальный перевод означает «знать, как это сделать», например, как наладить производство какого-либо продукта, наиболее эффективным образом выполнить работу или использовать результат интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и т.д.[1] Институт ноу-хау является относительно «молодым» для российской правовой действительности. На данном этапе право на секреты производства (ноу-хау) нашло свое отражение и регулирование на уровне Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ),[2] в котором ему посвящена отдельная глава (гл. 75). Секреты производства (ноу-хау) названы среди объектов интеллектуальной собственности (ст. 1225) и в отношении их признается исключительное право (ст. ст. 1465 - 1466). Вместе с тем при обсуждении проекта части четвертой ГК РФ глава, посвященная данному институту, была одной из самых спорных и остается таковой, пожалуй, и по сей день. Закрепление в законе, казалось бы, наиболее приемлемой точки зрения на секреты производства (ноу-хау), согласно которой ноу-хау относятся к объектам интеллектуальной собственности, права на которые охраняются в режиме коммерческой тайны и которые нуждаются в связи с этим в нетрадиционном регулировании, не сняло остроты научной полемики вокруг них и, по мнению многих, не решило основных проблем, существующих в области правоприменения. Одновременно ряд вопросов возник в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»[3] с принятием Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».[4] Однако, учитывая то, что охрана прав на результаты интеллектуальной деятельности в режиме коммерческой тайны (так называемая закрытая форма охраны) является единственно возможной иной формой охраны прав наряду с открытой формой (патентование), без детального правового регулирования здесь обойтись невозможно. Одновременно, прежде чем создавать те или иные законодательные конструкции или изменять их, необходимо теоретически осмыслить основные составляющие правового режима соответствующего объекта права и выработать единые подходы по ключевым вопросам с учетом сложившихся общественных отношений, которые развиваются независимо от готовности к ним правовой доктрины и создают ориентиры для преобразования законодательства, а также имеющегося опыта правового регулирования на международном уровне и за рубежом. Объектом исследования являются служебная и коммерческая тайна (ноу-хау). Предметом исследования является правовое регулирование режима служебной и коммерческой тайны (ноу-хау) и гражданское законодательство. Цель - исследование правового режима служебной и коммерческой тайны (ноу-хау). Для достижения целей исследования необходимо решить следующие задачи: дать понятие и признаки секретов производства (ноу-хау); определить соотношение коммерческой тайны и ноу-хау; выявить особенности правового режима ноу-хау; рассмотреть права на секреты производства (ноу-хау), их классификацию; изучить защиту конфиденциальности секретов производства (ноу-хау). Теоретической основой исследования явились результаты научных исследований современных ученых юристов в гражданского права, в частности: О.А. Рузакова, О.А. Потрашкова, А.Г. Ханкевич, В.П. Мозолин, Д.А. Белова и др. Методологическую основу исследования составил комплекс методов научного познания, в частности диалектико-материалистический метод, частнонаучные методы исторического, системного, логического анализа, сравнительного правоведения и комплексного решения задач. Нормативную базу исследования составили международные правовые акты, Конституция Российской Федерации,[5] ГК РФ, федеральные законы Российской Федерации и иные нормативные акты. Структура работы: содержание; введение; основная часть (две главы); заключение; список использованной литературы.
[1] Мозолин В.П., Белова Д.А. Особенности правового режима ноу-хау (секрета производства) // Право и экономика. – 2009. - № 4. [2] Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ. Часть четвертая // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 52 (часть I). - Ст. 5496. [3] Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. - № 32. - Ст. 3283. [4] Федеральный закон от 18.12.2006 № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 52 (1 ч.). - Ст. 5497. [5] Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. федер. констит. закона от 30 декабря 2008 г. от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. - № 4. - Ст. 445.
|